пятница, 20 февраля 2009 г.

Чему можно научиться у детей



Давно избитая истина - у детей можно многому научиться, но осознаешь ее только через свой собственный опыт. И это настоящее ОЗАРЕНИЕ.
О чем это я? Кто-то отмахнется: «Чему можно у ребенка научиться?». Казалось бы, это мы, взрослые его учим всему, ведем по жизни. Ничего подобного! Дети все умеют сами еще лучше, чем взрослые. И мало того, они готовы обучать нас, ИГРАЯ!
Вот сижу я на диване, после нескольких неудачных попыток уложить спать своих двойняшек, и вдруг на меня снисходит озарение. Дети отказываются спать, хотя им явно пора. Дети увлечены игрой. Они строят башню из кубиков. Потом переключаются на другие совсем не строительные элементы — это съемные вращающиеся запчасти к игровому столу. Ни за что бы не догадалась сооружать из них башню, ведь они изначально для другого предназначены. И тут мне приходит в голову потрясающая мысль. У моих девочек нет ограничений, что для чего предназначено. Они делают так, как им нравится. А у меня, их мамы, мозги зашорены, решение важнейшего вопроса лежит прямо перед носом. Но я его не вижу, потому что смотрю с точки зрения «как должно быть». А кто сказал, что должно быть именно так? Важный урок преподали мне мои полуторагодовалые девочки? Еще бы!
Я сижу-думаю над этим, а дети продолжают играть. Построили башню из всех возможных деталей. Высокая получилась. Неосторожное движение Насти — все летит на пол. Они снова принимаются за дело. Снова строят и снова все падает. Они не бросают строительство из-за неудачи. Не бросают и из-за второй неудачи. И из-за третьей. Каждый раз, когда все летит на пол, они с энтузиазмом принимаются за строительство заново. Они не ссорятся, не обвиняют друг друга в неудачах, не бросают дело. Они строят и строят снова неизменно рухающую башню. И так продолжается до тех пор, пока Софья не переключается на скачки на лошадке-качалке. Насте тоже становится неинтересно одной строить башню, и она берет в руки мяч.
Затем Соня решает надеть на ножку тапочек. Но у нее пока не получается. И хотя каждая попытка заканчивается неудачей. Приходится сползать с дивана за упавшим тапком, брать его, залезать обратно, пытаться надеть. И так до бесконечности. Она не отчаивается, она продолжает снова и снова. И снова и снова. И, наконец, у нее получилось. Надела левый тапочек на правую ногу. Довольная прошлась в одном тапке не с той ноги по комнате. Залезла на диван, сняла тапок и начала все с начала.
Боже, никакой взрослый не выдержит такой пытки. Начинать снова и снова. И тут на меня снисходит во второй раз. Это же для тебя урок, мамаша!
Это тебя учит твоя собственная маленькая дочка не отступать, не отчаиваться, не бросать, пробовать с другой стороны, другими «запчастями». Пробовать до тех пор, пока не получится.
Два озарения за один день — это круто. Надо скорее браться и делать, пока девочки заняты самостоятельно и не требуют моего внимания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Если вас заинтересовала эта тема, оставьте свой комментарий